Назад к списку

 Как фрилансеру избежать обмана

Трудно себе представить фриланс без мошенничества, как собственно, и другую деятельность в интернете. В основном, это неуплата услуг за выполненную работу. Даже предоплата не может застраховать вас на сто процентов от обмана со стороны клиента. По своему опыту могу сказать, как минимум раз в год со мной происходит такая ситуация. Даже не представляю как дела обстоят у фрилансеров, которые не берут предоплаты. Потраченные нервы, и время в пустую, точно этого не стоят.


Чтобы избежать обмана со стороны заказчиков, достаточно придерживаться нескольких правил: 

Предоплата 

Обязательно берите предоплату как минимум в 50%, или поэтапно, если это большой проект. Если заказчик отказывается работать по предоплате, объясните что работаете только так, и не иначе, и есть множество других клиентов которые заплатят за работу. Также есть специальные сервисы безопасных сделок позволяющие работать без риска, как со стороны заказчика, так и фрилансера. Как например, Сейф на фриланс-бирже Freelancehunt. Заказчик резервирует полную сумму за проект, обговариваются все детали и техническое задание, и после того как исполнитель выполнил свою работу, деньги поступают на счет фрилансера. При возникновении спорных ситуаций, есть арбитраж сервиса, когда администрация решает перевести деньги за проект исполнителю, или вернуть их заказчику. 

Договор 

Если у вас есть ИП, договор наилучшее решение. Подписав такой документ, заказчик вряд ли захочет его нарушать. Но, не каждый клиент захочет иметь дело с бумагами, так как на небольшой поточный проект может уйти один день, а пересылка документов может занять как минимум неделю. 

ТЗ и сроки 

Обязательно требуйте от заказчика техническое задание по проекту, или вместе его составляйте. У вас должна быть четкая картина по объему работ, и все нюансы касаемых проекта. Также нужно обговаривать и сроки. Если заказчик начинает затягивать сроки, требуйте оплату за проделанную работу. 

Документация и корреспонденция по проекту 

Возьмите себе за правило вести всю документацию по своим проектам. Когда создавался проект, его бюджет, предоплата, сохраняйте все письма и сообщения от своих клиентов. Если вы обговариваете правки по проекту в телефонном режиме, просите заказчика в письменном виде их отправлять вам на почту. Все это может помочь в спорных ситуациях, когда клиент отказывается оплатить остальную сумму. 

Но что все таки делать, если заказчик отказывается платить остальную сумму, и как поступать в такой ситуации? В большинстве случаев, практически ничего не возможно сделать, за исключением, если вы делали проект через безопасную сделку, и у вас есть вся документация и переписка с клиентом. Или через суд, если у вас есть на руках подписанный договор. В остальном же, нужно просто требовать оплатить ваши услуги, напомнив несколько раз об этом. Если вам на отрез отказываются платить, не отвечают на ваши письма и телефонные звонки, переключайтесь на другие проекты и не тратьте свои нервы. И никогда не опускайтесь до уровня заказчика который начинает вам грубить, и не в коем случае не нужно ему угрожать. Ваша репутация намного дороже стоит.