Назад к списку

 7 советов начинающим фрилансерам

 

В связи с нестабильной экономикой в стране, безработицей или небольшой заработной платой, все больше становится желающих уйти на вольные хлеба, и работать только на себя. Но когда начинаешь свой путь во фрилансе, ты можешь столкнуться с небольшими препятствиями, которые важно преодолеть и идти вперед к своей цели, и возможно, стать одним из самых успешных специалистов в своей области. 

Представляю свои 7 советов основанные на личном опыте. 


1. Портфолио.

Первое на что обращает заказчик это портфолио исполнителя. От его качества очень многое зависит. Постарайтесь разместить в портфолио только лучшие свои работы, потому что большое их количество никто просматривать не будет. 

Если есть возможность, создайте свой сайт-портфолио, где помимо своих работ вы сможете рассказать о себе, о своих услугах и вести свой блог. Если на первых этапах такой возможности нет, есть много ресурсов где это можно сделать совершенно бесплатно, к примеру на Behance, где ваше творчество смогут увидеть большое количество пользователей. Также подойдут и популярные фриланс-биржи. Что делать если у вас нет работ?Придумайте компанию, и нарисуйте логотип и фирменный стиль. Можно даже взять известный бренд, но обязательно приписать в названии что это концепция. Уверяю, никто не будет спрашивать, реальные это проекты или нет. 

2. Стоимость услуг и предоплата.

Важно сформировать свой ценник, чтобы не возникало вопросов за какую сумму выполнять тот или иной проект. Изучите рынок стоимости услуг вашей специальности. Если вы новичок в своей области, берите чуть меньше чем ваши коллеги, но никогда не беритесь делать работу за бесплатно или за отзыв. Отзывом себя не прокормишь, а демпинг только обозлит других фрилансеров.Возьмите себе за строгое правило брать предоплату. Любой труд должен оплачиваться, и предоплата это гарантия того, что вас не кинут, пусть даже и не стопроцентная. Если заказчик просит перед тем как начать проект выполнить набросок, или рассказать о каких либо идеях, для этого есть ваше портфолио, составляете техническое задание, предоплата, и тогда можете делать наброски и работать дальше. Если заказчик отказывается, значит вам с ним не по пути. 

3. Техническое задание.  

Никогда не выполняйте даже небольшой проект без технического задания. По своему горькому опыту знаю, что без ТЗ можно попасть на бесконечные правки от клиента, и не малый ряд остальных проблем. Если у заказчика нет технического задания по проекту, заполните его вместе. Или храните у себя на компьютере бриф для заполнения. Даже при хорошем заполненным тз возникают вопросы, которые нужно и важно обсудить. 

4. График работы и отдых.  

Если ты фрилансер, то это не означает что можно спать до обеда и работать по ночам. Спланируйте свой ежедневный график, которого вы будете строго придерживаться. Во сколько просыпаться, рабочие часы, обед, и конечно же не забывайте о своем здоровье, час занятия спортом вам точно не повредит. Выделяйте для себя хотя бы как минимум один выходной в неделю, чтобы можно было посвятить время себе и своим родным.

5. Варианты оплаты.  

Даже если вы собираетесь работать по началу с отечественными заказчиками, не поленитесь завести валютный счет для удобства оплаты с иностранными клиентами. Если к примеру, в Украине удобно будет пользоваться счетом в ПриватБанке, то для денежных перечислений из-за границы подойдет WebMoney, Payeer или Perfect Money, вариантов множество. 

6. Реклама. 

Продвижение своих услуг это очень важно. Если у вас еще нет своего сайта, соцсети вам могут в этом помочь. Чем больше у вас страниц в соцсетях, тем больше шансов показать большому кругу людей ваши работы. Публикуйте посты с вашими проектами, с ссылками на ваше портфолио. Фриланс биржи тоже очень помогают не только в плане рекламы но и в поиске заказов. Заполните максимально всю информацию о вас на нескольких фриланс-биржах. Если у вас есть сайт и вы располагаете бюджетом, можно заказать SEO продвижение, или изучить этот вопрос и заняться продвижением самому. Благо есть множество статей на эту тему. 

7. Общение с клиентами.  

Если вы хотите оставлять приятное впечатление у своих заказчиков, придерживайтесь общей культуры общения. Даже если вам начинает грубить клиент, не опускайтесь до его уровня. Просто объясните, что если он ведет себя не подобающе, вы прекращаете сотрудничество, и найдете себе более адекватного заказчика.

Это только небольшая часть советов которые надеюсь, вам могут пригодиться.